История формирования собрания
Возникновению и формированию фонда послужили, прежде всего, два обстоятельства. Первое – начало преподавания корейского языка в санкт-петербургском императорском университете в конце XIX в. Так, когда представитель корейской дипломатической миссии ким пёнок был приглашен для преподавания корейского языка в 1897 году, не существовало специальных учебных пособий, и в качестве учебных текстов в аудитории использовались оригинальные тексты, подобранные самим преподавателем. Второе обстоятельство — приобретение университетской библиотекой коллекций корейских книг, собранных российскими дипломатами, которые находились на службе в Корее в конце XIX в. Корея сохраняла статус «страны-отшельника» до 1880-х гг., когда были заключены первые договоры с иностранными государствами. Открытие страны сопровождалось сбором информации о ней, который был возложен в первую очередь на дипломатов. Так сформировались знаменитые книжные коллекции франции, великобритании, германии, канады и т. д. Собрание СПбГУ включает в себя:
- Коллекцию К. И. Вебера (1841−?), российского поверенного в делах, а затем генерального консула в Корее в 1885-1896 гг.
- Коллекция П. А. Дмитриевского (1851−1899), российского дипломатического представителя в китае и корее, а затем поверенного в делах в Корее в 1891−1899 гг.
- Коллекцию С. Н. Сыромятникова (1864−1933), который был участником российских военных экспедиций в северную часть Кореи в 1897 и 1898 гг.
Таким образом, бóльшая часть корейских книг изначально приобреталась для конкретных целей: одна группа сочинений − для обучения корейскому языку, другая – для получения информации о стране. Вероятнее всего, извлеченные из этих книг сведения легли в основу первого фундаментального труда о малознакомом прежде дальневосточном соседе − «описания кореи», изданного в 1900 году министерством финансов. Кроме того, эти сведения интересовали российских политических и военных деятелей, которые, возможно, пользовались результатами трудов дипломатов по сбору книг и их изучению.
Ценность коллекции связана с тем, что она иллюстрирует ряд исторических аспектов:
- Ранний этап становления корееведения в России, в частности спбгу – первого учебного учреждения на западе, где началось преподавание корейского языка.
- Сфера интересов России на дальнем востоке на рубеже XIX-XX вв.
- Особенности подхода российской дипломатии к изучению восточного государства.